Сегодня в Пскове:
Святые земли Псковской // Псков, № 14
Автор / авторский коллектив: Петров Г. В.
Место издания: Псков (?)
Издательство: ПГПИ (?)
Год издания: 2001
Каждый год во второе воскресенье после Троицы русская православная церковь совершает память «всех святых, в земле Российской просиявших». По мнению игумена Иннокентия, выраженному на страницах «Журнала Московской патриархии», «можно сказать, что это были светлые, прекрасные представители нашего народа. По своему нравственному облику это были люди идеала, богатыри духа. В духовном отношении они были передовыми людьми, которые указывали путь к свету, добру, к правде жизни. Они были солью Русской земли». Богата такими людьми и Псковская земля. Праведники, чьи имена связаны с историей, духовной и культурной жизнью нашего края, входят в собор святых русской православной церкви либо как почитаемые повсеместно и включенные в церковные месяцесловы, либо как местночтимые святые. Согласно канонам православия, «сонм святых образует собой новую живую лестницу Иакова, вершиной которой является Богочеловек Христос Иисус. Это - лестница богоподобия, к полноте которого предназначен богозданный человек». Даль в Толковом словаре дает следующее объяснение слова святой: «Святой, духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественный, небесный». Святые делятся церковью на лики (разряды). Впервые три разряда, по греческой традиции, входят ветхозаветные патриархи (святые праотцы), пророки, предрекавшие пришествие Иисуса Христа, и новозаветные апостолы. За ними идут равноапостольные - святые люди, которые подобно апостолам много труда положили по распространению христианства в той или иной стране; святители - священноначальники, т. е. епископы, преемники апостолов; святые мученики - христиане, принявшие за свою веру мученическую кончину; великомученики - христиане, испытавшие особо жестокие мучения; священно-мученики - замученные в сане епископа или пресвитера; преподобномученики - принявшие мученическую кончину, будучи монахами; исповедники - претерпевшие за веру, но не замученные до смерти; преподобные - святые, бывшие монахами; блаженные или юродивые.
Титул святого угодника божьего может включать указание на специфику его духовного подвига: постник, бессребреник, затворник, молчальник, чудотворец, богоносец и др.. По отношению к великим князьям, членам великокняжеской и царской семьи используется термин благоверный, т. е. исповедующий истинную веру.
Главным основанием для причисления к лику святых (канонизации) является дар чудотворения. Чудеса могут проистекать и от мощей усопшего.
К святым примыкают почитаемые усопшие, не канонизированные церковью, но имеющие особый чин почитания. В разных городах и землях России исторически сложились свои соборы святых, состоящие как из общечтимых, так и местночтимых угодников божиих, а также почитаемых усопших. Вот, например, роспись местных культов из «Жития Прокопия Устюжского»: «Великий Новгород блажит архиепископов Иоанна и Евфимия, Никиту и Иону, и преподобных Варлаама и Савву, и Михаила Клопского, Псков же град блажит блаженных благоверных и великих князей Всеволода и Довмонта. Московское же Русское царство блажит и славит преосвященных митрополитов Петра и Алексия, и Иону, и блаженных Христа ради Максима и Василия, и иных святых. Ростов же блажит и славит епископов Леонтия и Исаию, и Игнатия, и Якова, Вассиана и Ефрема, и Аврамия, и Сидора блаженного». И далее перечисляются святые - покровители Смоленска, Ярославля, Вологды и др.. Автор «Истории княжества Псковского» митр. Е. Болховитинов препроводил составленный им список «угодников божиих, издревле во Пскове почитаемых», словами: «из коих иные внесены уже Российскою Церковью в Месяцесловы Церковные, иных память творится только в Церквах при гробах их, а иные вписаны только в Псковские Синодики церковные». Е. Болховитинов включил в свой список 24 имени, добавив, что, кроме того, в псковские синодики вписаны 25 юродивых. В Троицком кафедральном соборе на иконе нашего времени «Собор псковских святых» изображены лики 90 угодников божиих, включая многих епископов и архиепископов как новгородских, так и псковских. На древних иконах подобного рода святых ликов значительно меньше. Высшими иерархами русской православной церкви определены особые дни памяти местных соборов святых - новгородских, костромских, ростово-ярославских, рязанских, сибирских, владимирских и др..
Патриарх Пимен 10 апреля 1987 г. благословил ежегодное празднование собора псковских святых в 3-ю неделю по Пятидесятнице, т. е. в третье воскресенье после Троицы.
При составлении предлагаемого ниже списка псковских святых и почитаемых усопших использованы следующие источники: Болховитинов Е. История княжества Псковского, ч. III. Киев, 1831 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской церкви. М., 1903; Жития святых Российской церкви, также Иверских и Славянских и местно чтимых подвижников благочестия. В 12-ти помесячных томах. СПб., 1855 - 1858; Историко-статистический указатель города Пскова. / Составитель И. И. Василев. Псков, 1889; Книга глаголемая описание о Российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыне поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых. М., 1887; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908; Филарет, архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. Опыт описания жизни их. Третье издание, в трех четырехмесячных отделениях. СПб., 1882. Кроме того, учтена практика празднования памяти святых и почитаемых усопших в церквах Псковской епархии. Некоторые святые, почитаемые на Псковщине, входят в соборы святых других регионов России. Так, преподобные Никандр и Нил Столобенский вписаны в собор новгородских святых, благоверный князь Александр Невский в собор новгородских и владимирских.
Список составлен в алфавитном порядке. В нем звездочкой отмечены имена святых, дни памяти которых записаны в «Православном церковном календаре», ежегодно издаваемом Московской патриархией. Все даты приводятся по старому стилю. В списке приняты следующие сокращения: архиеп. - архиепископ; блгв. - благоверный; блж. - блаженный; еп. - епископ; прп. - преподобный; прмч. - преподобномученик; св. - святой; свт. - святитель; сщмч. - священномученик.